Портретная и фэшн съемка с непрофессиональной моделью. Подготовка, психология, свет.
Фотографический рынок, рынок фотосъемки находится в таком состоянии, что отказываться от работы глупо. И фотограф, начиная снимать вообще, первый раз взяв в руки камеру, встречается своим взглядом обычно с взглядом непрофесиональной модели. Не считая экспериментов с пейзажами, натюрмортами, автопортретами в зеркале, получается что в итоге вы пришли к фотографрованию других людей. Иных, отличных от себя.
В работе новоиспеченной модели и фотографа есть ключевое слово – это «работа». Поэтому как ни крути, если вы работник, а модель работодатель, то вы в ответе за результат. Поэтому до появления модели на съемочной площадке работа начинаться должна с того, что вы встречаетесь с моделью до съемки.
Ситуация – у вас есть талант и неплохое портфолио с фотографиями ваших друзей, родственников и так далее, свой сайт или раздел. Неважно как, с вами списывается или созванивается модель и хочет заказать фотосъемку себя любимой. И хочет она с вами лично и вживую знакомиться в момент начала работы на съемочной площадке, будь то улица, квартира или студия. Заказчик, конечно, всегда прав. Но тут он не прав. Это у модели нет к вам вопросов, а у вас их должно быть масса. Вот краткий перечень тех вопросов, которые стоило бы задать:
1. Кто будет делать визаж? Как человек выглядит?
Если гонорар за вышу работу небольшой, а привлечение профессионального визажиста потребует дополнительных денег (от пятиста рублей до полутора тысяч и выше), то модель может настаивать на том, что визаж себе она в силах сделать сама. Проверьте это! Предложите встретиться до съемки и посмотреть на то как она выглядит и на тот визаж, который она планирует себе нанести на лицо для съемки. Вы узнаете немало нового, увидев человека вживую. И поймете нужен ли визажист. И если он нужен, а человек настаивает на том, что сделает все сам, лучше отказаться от работы. Потому что вы в ответе за результат, а результата гарантировать по причинам вышеописанным не можете. Конечно, можно воспользоваться фотошопом, но тогда учитывайте, что вы выполняете двойную работу, которая и оплачиваться должна соответственно. И конечно же, говоря визажист я помню, что нужен еще и парикмахер.
Да, съемки на улице дают возможность с хорошей оптикой снимать человек на открытых диафрагмах и этим съедать часть проблем допустим кожи лица. Но если проблема в цветовой гамме того что у него на лице?
Еще сложнее когда вы снимаете в студии с ярким светом – каждая деталь лица на закрученной диафрагме будет отчетливо видна. А блики жирной кожи будут выбивать света до такой степени, что восстановить информацию с этого куска матрицы будет нереально. Добавлю, что повседненый макияж сильно выжигается студийными вспышками и макияж для съемок в студии лучше доверить профессионалу.
2. Что в результате фотосессии хочется получить?
Заметьте, что ответ «Я вся (или весь) такая красивая!» означает, что в ответе за представление модели о красоте будете вы. Конечно хорошо, когда ваше портфолио максимально подошло клиенту, но что, если оно довольно мало, а вы видите модель с нестандартными чертами лица? Тогда стоит поговорить о красоте вообще и о модели в частности. Попросите показать модель серию красивых на ее взгляд карточек и ее хороших фотографий, там где она себе нравится. Возможно вы найдете то, что повлияет в дальнейшем на оценку вашей работы. Тут вариантов масса, навскидку могу назвать такие характерные предпочтения как высокий и низкие ключи, фотографии с задранным контрастом или напротив с весьма низким. Черно-белые обработки или имитация пленки, кадры с невнятно построенной композицией, слишком тесные, слишком просторные и многое другое. Смотрите, ищите, думайте.
3. Вопрос оплаты.
Оговаривается на месте переговоров. Сколько вы получите денег, что будет входить в выполняемый за эти деньги объем работ, когда вы получите деньги, на каком носителе вы передадите фотографии. Максимально подробно.
4. Где будет проходить съемка, кто оплачивает аренду студии, кто заказывает аренду студии, кто еще кроме модели будет присутствовать на съемке?
Про студию рассказывать много не надо – просто помните – если студию заказали вы, а деньги у клиента, то сделайте так, чтобы они оказались у вас. Если съемка по какой то причине отменится, оплачивать простаивающую студию придется вам.
Лишние люди на съемочной площадке кому то могут помогать, кому то мешать – тут решать вам – надо ли вам, чтобы с моделью приезжали подруги или друзья. Помните, что в зависимости от обстановки – природа, студия ли – их чем то надо будет занять или они найдут себе занятие сами. Что касается съемок обнаженных людей, один мой знакомый фотограф просит моделей быть готовыми при нем позвонить своему другу/мужу/парню/жене и четко и внятно объяснить куда и с какой целью они едут.
Место съемки это огромное количество вариантов – от «ой, я знаю такое замечательное место в бугринской роще» до «ваша домашняя студия». Что касается неизвестных вам мест (природа, дворик за домами на богдашке и так далее)– надо ехать и смотреть. Обращайте внимание на фон, на возможных свидетелей съемки, на освещение. Прикидывайте в какое время суток лучше снимать утром, днем или вечером. Понадобится ли вспышка, отражатель, ассистент. Какая погода лучше подойдет для съемок. Солнце, пасмурная, может быть дождь. Следите за прогнозами погоды и вовремя реагируйте. Студия же хороша тем, что вы точно знаете, что у вас будет в наличии из освещения и фонов. Вообще замечательно будет, если вы со всей этой техникой еще и знакомы и ладите.
5. Теперь давайте коснемся того, что еще непрофессиональная модель не знает.
Она не знает, что
• эпиляцию лучше всего делать за пару дней до съемки, чтобы не было раздражения и делать ее надо в случае даже если съемок ню не предусмотрено
• иметь с собой как минимум два комплекта белья – черное и белое, поскольку отсутствие того или другого может испортить задуманный кадр
Напомните ей об этом и, пожалуй, первая часть вашей работы на этом закончена.
Рассказывая о портрете нельзя обойтись без определения того, что является портретом. Для меня портрет это изображение внешнего облика (а через него и внутреннего мира) конкретного, реального человека. Отсюда следует, что если вы смогли передать в своей работе внешность человека, это вовсе не гарантирует того, что портрет окажется хорошим.
То, что запечатлите вы, может настолько отличаться от обычных, характерных для человека поз и выражений эмоций, что сходство будет лишь механистическое – черты лица и тела, но не более того. Скованность модели, не привыкшей к тому, что на нее направлены объективы фотокамер, сыграет не в вашу пользу. Модель либо будет замирать с одним и тем же выражением лица, либо будет постоянно улыбаться, не в силах стереть напряженнную улыбку со своего лица. Выход из этого состояния можно произвести лишь со временем, а чтобы это время сократить надо общаться с человеком и снимать.
В самом деле, как еще можно понять каков человек, если не разговаривать с ним? Вы можете узнать какую литературу он предпочитает, жанры кино, породы собак или цветов, но это не приблизит вас к отражению его черт характера и эмоциональности в портрете, если человек останется скован, если ему дискомфортно. Поэтому важнейшим становится то, что надо постараться в кратчайшие сроки помочь модели успокоиться и перестать реагировать на камеру застыванием или исключительно натянутой улыбкой. Но надо при этом соблюдать некоторые правила. Вот список:
1. Договоритесь сразу – смотреть только в камеру и о каком нибудь слове, по которому модель попробует замереть. Например, вполне подойдет слово «замри». И что бы не происходило на съемочной площадке, какие эмоции не испытывала бы модель, пусть смотрит в камеру. Радость, восторг, смех, грусть, испуг, смущение – все это должно быть запечатлено камерой. Обратите внимание на то, что часто смущающиеся люди, которые в такие моменты стараются отвести глаза, но на съемке смотрящие при этом в камеру выглядят чуть сильнее чем они есть в жизни. Остальные эмоции из нашего списка при взгляде в камеру просто усиливаются для зрителя.
2. Если фотограф просит модель изменить позу, это не означает, что делаться это должно быстро. Изменение позы и повороты выполняются плавно, желательно с сохранением образа и эмоционального состояния. Во-первых, для того, чтобы фотограф мог зафиксировать разные стадии движения, во-вторых, чтобы он успел дать команду остановиться в тот момент, когда пойман нужный ракурс.
3. Следить за осанкой скорее всего придется фотографу. Исходя из опыта могу сказать, что если модель смотрит в кадр, следит за мимикой и положением рук и ног, то чаще всего она забывает про положение своих плеч. Развернуться, потянуться вверх – вот о чем еще нужно помнить на съемке.
Не так уж важно есть ли у модели навыки хореографии, важно вселить в нее увернность, в том, что на съемке модель никто не оценивает, она вольна делать то, что хочет в рамках той идеи, которая воплощается.
Существуют правила и для фотографов. Перед началом съемки и после того как оттестировали освещение обязательно надо проверить (да, именно дважды) следующие вещи: выставленное на камере ISO, формат файлов, фокусировка объектива (ручная, следящий автофокус или одноразовый), выставить баланс белого по серой карте или вручную. Почему дважды – потому что вы могли менять объектив, аккумулятор, зацепить на камере рычажок или колесо. И очень бывает досадно заметить через час съемки, что снимаешь ты не в рав на ISO100, а в jpeg на ISO400. В зависимости от модели камеры последствия бывают разного уровня катастрофичности, но в любом случае этого проще избежать, если помнить о этих правилах.
Есть люди предпочитающие какой то один свой ракурс. Наверняка многие видели фотоальбомы с бесконечной вереницей фото с одним и тем же выражением лица и поворотом головы, снятые на цифромыльницу в своей руке. Конечно, при фотосъемке таких моделей надо учитывать их вкус. Но и забывать о том, что у вас есть свое, авторское видение человека ни в коем случае не следует. Вы – одна из основных частей полученного результата и это значит, что, обратившись к вам, заказчик хочет получить вас не только с вашим видением кадра, но и с вашей головой и идеями. Поэтому предлагайте свои варианты съемки, идеи расположения в кадре и идеи фотосъемки вообще. Ничто не помешает, если ваша идея не сработает, вернуться к первоначальному варианту.
Почему многие девушки при съемке в студии стремятся переодеться один-другой десяток раз? Я не в курсе, но обычно не мешаю. Они стремятся таким образом сфотографироваться в десятке-другом образов. Получается обычно четыре-пять за пару часов съемок, остальные образы взяты с этих же четырех-пяти. Но есть один момент. Им нужно, чтобы на фото их вещи были видны и видны хорошо. То есть мы приходим к тому, что часто съемка портретная превращается в съемку «околофэшн». И важно модифицировать портретные схемы так, чтобы осветить дорогой сердцу заказчика гардероб, во первых, а, во вторых, чтобы не испортить светотеневой рисунок на лице.
Несколько вариантов световых схем при портретной съемке.
1. Классическая портретная. Она же Рембрандтовская. Рисующий под 45 градусов к снимаемой модели, фронтально расположен заполняющий свет, подсветка фона и контровой свет. Она же отлично работает при фэшн съемке, если правильно поработать с заполняющим светом и контровым.
2. Голливидский свет. Проще не бывает. Рисующий над головой фотографа, заполняющий под объективом. В идеале оба источника направлены под углами 45 градусов к линии горизонта. Плюс свет на фон. Опять же под углом 45 градусов к фону. Можем обойтись без заполняющего источника, поставив, скажем пару отражателей перед моделью и снимая в эту щель. При такой замене схема для съемки одежды не годится, но если вернуться к заполняющему свету, то все в порядке, подбирайте мощность и снимайте. Можно добавить контровой по желанию и расставить акценты на одежде с помощью необходимых пучков света.
3. Высокий ключ хорошо использовать когда яркость кожи лица, рук совпадает с цветом одежды. Тут важна аккуратность настроек освещения и метоположение модели. Чуть ближе подойдет к залитому светом фону – потеряем контуры одежды; чуть ближе подойдет к источникам освещение – получим выбитые в белый пятна.
4. Низкий ключ – естественно подходит для съемок мужских портретов, драматических женских портретов и фэшн-съемке темных вещей.